Памятки

Памятка для педагогов «Примерная форма итогового отчета по самообразованию»

 

Должность __________________________________________________________

Ф.И.О. ______________________________________________________________ Тема учреждения _____________________________________________________

Индивидуальная тема _________________________________________________ ____________________________________________________________________

Срок и период работы над темой ________________________________________ Цель самообразования по теме _________________________________________

Задачи самообразования _______________________________________________

Прошел обучение на курсах повышении квалификации _____________________ Изучена литература ___________________________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий ___________________________________________________________________ Наработанный материал _______________________________________________ Форма представления материалов _______________________________________

Результат работы и формы его представления _____________________________

Результат может быть представлен в виде доклада, реферата, статьи в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научнометодической разработки.

Кроме того, педагог может выбрать формы представления накопленного материала:

  • выступления (отчет) на заседании МО, методического совета, педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинар;
  • практикум;
  • тренинг;
  • мастер-класс;
  • открытое занятие или мероприятие.

 

 

свернуть

Памятка для педагогов дошкольного образования при проведении опытов с воспитанниками

 

  1. Не проводить опыты, опасные для жизни и здоровья детей.
  2. Не пользоваться открытым пламенем.
  3. Не проводить опыты вблизи воспламеняющихся предметов.
  4. Просто и точно формулировать стоящую перед детьми задачу.
  5. При необходимости повторять опыты дважды.
  6. Осуществлять руководство опытом, продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
  7. При проведении опытов соблюдать дистанцию расположения детей.
  8. При организации и проведении опытов делать всё возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

 

свернуть

Памятка для педагогов дошкольного образования «Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой самообразования»

 

  1. Выбор индивидуальной темы работы по самообразованию:
  • ознакомление с литературой;
  • ознакомление с нормативными правовыми документами;
  • изучение эффективного педагогического опыта по выбранной теме.
  1. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

- составление картотеки литературных источников; - выписки из литературных источников.

  1. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана:
  • выбор адекватных методов и средств деятельности; - формулирование цели и задач предстоящей работы;
  • разработка календарного плана индивидуальной работы.
  1. Непосредственно практическая работа над темой.
  2. Анализ и оценка результатов самообразования, формулирование выводов и предложений.
  3. Оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научноисследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом образовательного процесса и профессиональный рост педагога.

 

свернуть

Памятка воспитателю и специалисту «Как подготовить занятие»

 

  1. Определение темы и ведущих понятий
  2. Четко определить и сформулировать тему.
  3. Определить место темы в учебном плане.
  4. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
  5. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

 

  1. Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

 

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение, применение  представлений, умений и навыков детей в знакомой и не знакомой ситуации;

- творческий подход к заданию.

  1. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала.

 

  1. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей: приём, который подходит для средней, не подходит для первой младшей или старшей группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

 

  1. Группировка отобранного материала 

Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

  1. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех детей, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

 

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, всё ли работает.

 

свернуть

Памятка воспитателю дошкольного образования по организации и проведению занятия

При организации и проведении занятия воспитателю дошкольного образования необходимо:

 

Знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки;
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.

 

Учитывать, что:

  • в процессе обучения дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать учебно-познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими);
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания (им не терпится поскорее начать действовать) и уже не слушают, что говорит воспитатель, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его чётко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия;
  • непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость воспитанников, небольшой объём памяти, быстрая утом­ляемость определяют специфику методов и средств обучения детей, продолжительность занятий.

 

свернуть