В помощь педагогам

                            О нетрадиционном творчестве в дошкольном возрасте.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал  В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.  Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.  Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

 Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

 Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

 Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской.

 Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа и т.д.  Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

 Монотипия - это одна из простейших техник отпечатывания. При помощи монотипии выполняется симметричное изображение предмета или объекта. Для этого лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально, с учетом изображаемого предмета. На одной половине листа наносятся цветовые пятна (абстрактное рисование) или половину симметричного предмета (конкретное рисование). Краски подбираются яркие, сочные, чтобы отпечаток получился четким. После нанесения красочного изображения на первой половине листа, вторая часть листа накладывается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. Развернув, вы увидите симметричное изображение целиком - бабочка расправила крылья, цветок распустился полностью, и крона дерева стала пышнее. Готовый отпечаток можно доработать или украсить дополни-тельными деталями. Техника монотипия доставляет удовольствие детям разных возрастов, особенно младшим дошкольникам.

 В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

 Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

 

 Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей.

 Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

 Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

 Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Заместитель заведующего по основной деятельности    И.Д. Петровская

 

             Развитие познавательной активности детей

                   младшего дошкольного возраста.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

          Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.

Познавательные и речевые умения  детей третьего года жизни по разделу программы «Детство» - мир природы:

По показу взрослого обследовать  объекты природы с помощью зрительно-осязательных двигательных действий. Вычленять на этой основе признаки и свойства. Замечать, различать, узнавать объекты природы на  основе наблюдения. Находить объекты по указанному признаку («Найди такой же…»)

Называть объект, его части, отдельные признаки, свойства.

Узнавать и называть некоторые растения (дерево, травка, кустик, цветок), их некоторые признаки: цвет, размер, форму, вкус, запах.

Узнавать и называть животных и их детенышей, показывать части их тела, выделять отдельные признаки (цвет, величину, издаваемые ими звуки).

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:

наглядные

а) наблюдение

 б) рассматривание картин

практические:

а) игра

 б) труд в природе

 в) элементарные опыты

словесные:

а) рассказ воспитателя

 б) чтение художественных произведений

 в)  ответы на вопросы.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддьяков, А.Н.Клюева)

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

сравнение;

метод вопросов;

экспериментирование и опыты.

Приемы, используемые для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы:

показ с пояснением

игровой прием

прием вопросов

использование игрового персонажа (животные, птицы)

речевые ( процесс говорения как образец)

действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развития их фантазии)

использование музыкальной наглядности

применение выразительных средств речи

Реализация этих приемов и методов прослеживается при работе с пособием «Волшебное дерево».

 Изготовлено это пособие своими руками. В его состав входят:

Статичный ствол.

4 набора съемной кроны по сезонам: красный, голубой, зеленый, желтый.

Набор диких животных (волк, медведь, лиса, заяц и т.д.)

Набор птиц (голубь, ворона, сорока и т.д.)

Цель: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром природы.

Задачи:

Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

Расширять знания детей о птицах ( воробей, ворона, голубь, дятел), диких животных, живущих в лесу.

Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

Этапы работы с пособием:

Пассивный

рассматривание (дети рассматривают крону дерева, животных и птиц, высказывают свои впечатления)

Активный

называние

Воспитатель: Ребята, какое это время года?

 Дети: Осень.

 Воспитатель: Правильно, молодцы! А как вы узнали?

 Дети: Листики на дереве желтые.

 Воспитатель: А птичек на дереве вы узнали? Кто это?

 Дети: Голубь, ворона, воробей… (Дети с помощью воспитателя называют птиц, которых видят на дереве)

 Воспитатель: А какие животные к нам пришли? Вы их узнали?

 Дети: Медведь, волк, лиса, зайчик…

имитирование

 

Воспитатель: Давайте поиграем с мишкой. Вспомним, как ходит косолапый мишка? А как зайчик прыгает? Как крадется хитрая лиса? (Дети вслед за воспитателем имитируют походку медведя, лисы, зайца)

 Воспитатель: А вы помните, как рычит медведь? А как воет волк? (Дети имитируют звуки, издаваемые животными)

беседа с детьми

Воспитатель (показывает детям зайца): Какого цвета зайчик?

 Дети: Серый.

 Воспитатель: Где у зайчика ушки?

 Дети показывают ушки у зайца.

 Воспитатель: А какие они? Длинные или короткие?

 Дети: Длинные.

 Воспитатель: А хвостик какой?

 Дети: Короткий, пушистый.

 Воспитатель может использовать на занятии произведения литературы и фольклора. Например: А.Барто «Зайка», «Мишка», «Заинька, походи…», «Зайка серенький сидит», «Сорока-сорока…» и др.

дидактическая игра «Чего не стало?»

 «Что изменилось?»

 Пособие «Волшебное дерево» используется при ознакомлении детей с окружающим миром, для развития речи детей. Оно делает занятие ярче, увлекательнее, повышая при этом познавательную активность детей. Кроме того, данное пособие интересно тем, что оно динамичное, что позволяет развивать сенсорные способности.

 

Рекомендации педагогам по оформлению и обобщению опыта работы

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов. 

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

         ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ   ПОДВИЖНЫХ  ИГР  В ДЕТСКОМ  САДУ

    В  дошкольном  возрасте  у  детей  потребность  в  движении  удовлетворяется   наилучшим  образом  в  подвижных  играх,  в  которых  ребенок  должен  ходить,  бегать,  прыгать, перелезать, бросать  и  ловить,  убегать,  прятаться  или  искать.  Большинство   движений  сопровождается  химическими  процессами,  активизирующими дыхание,  кровообращение  и  обмен  веществ  в  организме,  что  в значительной  мере  способствует  развитию  мышц,  костей,  соединительных  тканей,  повышает  подвижность  суставов,  особенно  позвоночника.  Кроме  активации  физиологических  процессов,  сопровождающих  движения,  для  подвижной  игры  характерны  особые  явления,  свойственные  только  ей, - растущее  напряжение,  радость,  сильные  переживания  и неизменный  азарт,  интерес  к  успеху.   Подвижная  игра  с правилами    имеет  четко  определенные  границы  и  результат.  Основными  ее  характеристиками  выступают  состязательные  отношения  между  участниками,  наличие  реального  результата – выигрыша,  обозначающего  окончание  деятельности,  повторяемость  неизменных  по  форме  конов  (что   дает  возможность  проигравшему  отыграть  в  следующем  коне). 

     Подвижные  игры  с правилами,  как   и занятия  физкультурой,  вырабатывают  у  детей  сосредоточенность  внимания  при   запоминании  движений,  точность   движений  и  ориентировки  в  окружающей  обстановке,  ловкость  и  скорость,  умение   выполнять  движения  в одном  темпе  с коллективом,  волевые  качества:   выдержку,  смелость,  умение преодолеть  трудности,  не уклоняться  от  правил,  переживать   поражение  и победу,  выслушивать  замечания  и  корректировать  свои  движения.   Все  это  дает  основание  ребенку  сопоставлять  свои  действия  с действиями  сверстников,  в  результате  чего  создаются  условия,  способствующие  становлению  начальных  форм  самооценки  и  самоконтроля,  что  имеет  огромное  значение  и  для  учебной  деятельности  (  будущей  и  настоящей),  и  для  полноценной жизни  в коллективе.

Учет  возрастных  и индивидуальных  особенностей  детей

       С  детьми  младшего  дошкольного  возраста  по  окончании  игры  оценивается,  как  она  проходила,  как  дети  выполняли  правила,  как  относились  друг  к  другу.  В  старших  группах  постепенно  вводятся  элементы  соревнования,  сравниваются  силы  команд,  а потом  и отдельных  игроков.  

       В   подвижных  играх  успешность  и  активность  детей  зависят  не  только  от   уровня  физического  развития,  но и  от  самооценки.  Дети  со  средним  уровнем  физического  развития,  но  с высокой  самооценкой  чувствуют  себя  увереннее,  смелее,  не  боятся  брать  на  себя  роль  ведущего  и  уверены  в том,  что  своими  силами  смогут  справиться  с заданием, активнее  проявляют  свои  интересы,  ставят  перед  собой   более  высокие  цели,  чем  те,  кто  при  прочих  равных  возможностях занижает  самооценку.  Поэтому  при  подборе  участников  подвижной  игры,  формировании  команд  воспитатель  должен  понимать,  что  результат  игры  и  ее  педагогическое  влияние  на формирование  самооценки  детей  зависят  от  состава  участников.  Подобного  рода  взаимодействие  должно  учитывать  не  только  уровень  самооценки  и  физического  развития,  но  и  степень  самостоятельности  инициативы и  исполнительности  участников  игры.   Также должны  учитываться  гендерная  принадлежность  детей  и  характер  межличностных  отношений.

      В  каждой  группе  детского  сада,  по  крайней  мере,  три  типа  детей,  которые  по  разному  себя  ведут  во  время  любой  деятельности,  в  том  числе  игровой,  и  соответственно  требуют  разного  подхода.  

      Дети  первого  типа   очень  активны,  подвижны,  склонны  к  сильному  возбуждению. Они  охотно  принимают  любую  новую  игру  и  с  энтузиазмом  включаются  в нее.  Обычно  они  быстро  схватывают  суть  игры  и стремятся  взять  на себя  активнее  роли.  Но  часто  эти  воспитанники не  обращают  внимания  на  других  и  заняты  демонстрацией собственных   возможностей.  Для  таких  детей  наиболее  трудно  оказываются правила,  сдерживающие  их  спонтанную  активность:  дожидаться  своей  очереди,  не  двигаться  до  определенного  сигнала,  уступать  главную  роль  или  привлекательный  предмет  другим,  выполнять  игровые  действия  точно,  быстро,  но  аккуратно.  Вместе  с  тем  выполнение  именно  этих  правил  особенно  полезно  для  них.

    С   детьми  этой  группы  можно  организовать   игры,  где  необходимо  выполнить  достаточно  сложные  для  дошкольника  действия,  либо  проявить  максимум  ловкости,  либо  совершать  простые   действия,  но результат  игры  будет  зависеть  не  от  скорости,  а  от  точности  и  аккуратности  действий.  При  проведении  игр  необходимо  постараться  показать  детям  важность  соблюдения  правил  и  сделать  так,  чтобы  они  получили  удовлетворение  от  их  выполнения.

Беседа  с детьми  о  восприятии  победы  и  поражения

  В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребнок живёт (быть как все), а с другой- «быть лучше, чем все». Стремление быть «как все» в определенной степени стимулирует развитие ребёнка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

  И сход из того, что дети сильно стремятся выиграть, победить, но столкнувшись с трудностями и неудачами они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха,  целесообразно провести с ними несколько бесед на тему : «Сегодня – побежденный , завтра – победитель». В процессе беседы необходимо провести детей к выводу «Не возможно победить, не рискуя проиграть». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытывали горечь разочарования.

Создание условий для переживания радости

   Стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребёнок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление « быть лучше всех»,так как это позволит ребёнку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и общении.

  Скорость развитии чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребёнок в игре, насколько часто преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаще, чем неудачи, присутствует личная неудовлетворённость собой, гордость за себя, появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми в более сложных играх и вообще в других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных играх встречаются чаще, чем успехи, у ребёнка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний, поведением руководит стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно, там, где результат деятельности оценивается другими людьми.

Соблюдение детьми правил игры

  Подвижные игры всегда содержат правила, что придаёт игре объективный  характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно их соблюдавшего.

  Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

·        каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

·        желающие играть должны сообща договориться в какую игру будут играть;

·        ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

·        при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;

·        дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

·        если кому – то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине ухода;

·        все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;

·        как ведущий , так и участник игры имеют право давать советы, улучшать условия, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.

Оценивания вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила, а потом осознаёт свои собственные просчёты. Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному , т.е. по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.  

Педагогически грамотное распределение ролей.

  Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила не мало таких демократических примеров разделения ролей, как жеребьёвка, считалки, очерёдность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т.п.

  При распределении командных ролей, педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать не авторитетным детям укрепить авторитет; не активным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными. Детям чем – то сея скомпрометировавшим , - вернуть потерянный авторитет; новичкам и сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

  Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайства, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными, чтобы у роли было действие: иначе ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧЕБНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА» 

Учебное наглядное пособие «Физкультурная мозаика» является составной частью серии «Умней-ка!».

Какие образовательные задачи помогает решать пособие?

Книга «Физкультурная мозаика» содержит интересные познавательные игры и игровые задания для развития у дошкольников мышления, речи, внимания, памяти и воображения, а также для подготовки пятилетних детей к школе в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

Пособие направлено на обогащение представлений старших дошкольников о признаках здоровья, способах его сохранения и укрепления, о правилах пользования спортивным инвентарём, правилах безопасности при выполнении физических упражнений, правилах гигиены до и после физических упражнений.

Как работать с пособием?

Пособие предназначено для кратковременного (5—10 мин) использования на занятиях и в нерегламентированной деятельности в работе с детьми от 5 до 6 лет. Дошкольник овладевает знаниями о различных средствах и способах двигательной деятельности, совершенствует двигательные умения и навыки через специально организованные педагогом и самостоятельные виды детской двигательной деятельности. Пособие «Физкультурная мозаика» служит для уточнения, расширения и оценки уже имеющихся у детей представлений о навыках здорового образа жизни, содействует дальнейшему развитию интереса к физической культуре, обогащает активный словарь детей названиями видов и способов движений, спортивных упражнений, игр.

Как заниматься с ребёнком?

Пятилетний ребёнок ещё не школьник. Пока главное в его жизни — игра. Это самое лучшее для малыша средство познания окружающего мира. Приготовьте всё необходимое (карандаши, краски и др.) заранее. Избегайте превращения игры в школьный урок: как только заметите, что малыш устал, незамедлительно прекращайте игру. Делайте всё доброжелательно, без тени раздражения, хвалите дошкольника не только за результат, но и за старание.

Работа с пособием предполагает развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка. Взрослые читают ему содержание задания, беседуют с ним. Для дошкольника очень важно постоянно чувствовать заинтересованность и поддержку в его занятиях со стороны взрослого.

Литература:

1. Шишкина, В.А. Физкультурная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ В.А. Шишкина. -3-е изд. – Минск: Жасскон,2013. – 56 с.: ил. – (серия «Умней-ка!»)

 

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧЕБНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «В МИРЕ ДВИЖЕНИЙ»

Учебное наглядное пособие «В мире движений» входит в серию развивающих игр «Мир детства», предназначенных для работы с детьми в дошкольном учреждении и дома.

Пособие включает развивающие игры, направленные на обогащение двигательного опыта, интеллектуальное развитие детей 4-5-го года жизни.

В пособии вы найдете пять развивающих игр («Узнай движение», «Физкультура на кубиках», «Четвертый лишний», «У всех своя зарядка», «Учимся плавать»), которые помогут сформировать у ребенка представление о разных вариантах физических упражнений, умение воспринимать и выполнять их.

Развивающие игры вы сможете использовать для организации кратковременной индивидуальной и групповой работы.

В работе с пособием ведущая роль принадлежит вам, взрослым. Вы являетесь организаторами и активными участниками игрового общения с дошкольниками. Вы объясняете детям игровые правила, показываете пример выполнения игровых действий. Не забывайте быть доброжелательными, поощряйте инициативу играющих. От вас зависит, насколько успешно ребенок будет выполнять игровые действия каждой отдельной игры, входящей в игровой комплект. 

Учебное наглядное пособие «В мире движений» дает взрослому возможность руководить интеллектуальным развитием детей так, чтобы ребенок не уставал, не скучал, выполнял развивающие задания с интересом. Предлагаемые развивающие игры помогут развить наиболее важные компоненты целостной познавательной деятельности детей — мышление и память.

В дошкольном возрасте большое значение в развитии мышления имеет практическая деятельность. Процесс мышления как бы вплетен в эту деятельность, протекает во взаимодействии с ней. Решение практических задач осуществляется с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Среди основных методов развития памяти – наблюдение. Направляя внимание детей на разные стороны объектов, организуя деятельность по их обследованию, взрослый помогает ребенку наиболее полно и точно запечатлеть их в памяти.

В учебном наглядном пособии «В мире движений» развитие мышления и памяти у детей 3 – 5 лет осуществляется через включение мыслительных операций во все виды игровых действий, выполняемых в дидактической игре. Ребенок находит сходства и различия движений, изображенных на карточках, классифицирует их по всем видам. Побуждая дошкольника подробно объяснять увиденное на картинке, взрослый формирует у него способность делать обобщения и умозаключения.

Следует отметить, что развивающие игры, представленные в пособии, развивают у детей также умение контролировать свое поведение. Самоконтроль формируется в связи с осознанием дошкольником правил игры и игровых действий.

Предлагаемые развивающие игры способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания детей, без которых невозможно будущее успешное обучение в школе.

Литература:

1. Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / В.Н. Шебеко. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 14 с. - (Серия «Мир детства»).

 

О нетрадиционном творчестве в дошкольном возрасте.

13.03.2017

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал  В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.  Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.  Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

 Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

 Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

 Возможности работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской.

 Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушечке», плоскому кусочку поролона или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно изготовить из ватной палочки, пробки, сырой картофелины, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа и т.д.  Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

 Монотипия - это одна из простейших техник отпечатывания. При помощи монотипии выполняется симметричное изображение предмета или объекта. Для этого лист бумаги складывается пополам вертикально или горизонтально, с учетом изображаемого предмета. На одной половине листа наносятся цветовые пятна (абстрактное рисование) или половину симметричного предмета (конкретное рисование). Краски подбираются яркие, сочные, чтобы отпечаток получился четким. После нанесения красочного изображения на первой половине листа, вторая часть листа накладывается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. Развернув, вы увидите симметричное изображение целиком - бабочка расправила крылья, цветок распустился полностью, и крона дерева стала пышнее. Готовый отпечаток можно доработать или украсить дополни-тельными деталями. Техника монотипия доставляет удовольствие детям разных возрастов, особенно младшим дошкольникам.

 В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

 Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

 

 Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей.

 Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

 Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

 Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Заместитель заведующего по основной деятельности    И.Д. Петровская

развернуть